Конспект занятия по развитию речи "Вода"

 

Задачи:

  • формировать навыки словообразования и словоизменения имен существительных;
  • обогащать словарь детей по темам «Животные», «Птицы», «Деревья и растения»;
  • закреплять знания детей о воде, ее состоянии в сезонных явлениях природы;
  • развивать артикуляционную, мелкую моторику, речевое дыхание, слуховое внимание, логическое мышление;
  • воспитывать бережное отношение к объекту природы - воде;
  • формировать умение работать сообща.

Оборудование: глобус, предметные картинки с изображением животных, овощей и фруктов, птиц, муляжи овощей и фруктов, игрушка Лунтик.

Организационный момент:

-Здравствуйте, ребята! Посмотрите, на улице сегодня прекрасный день. Наступила весна. Давайте улыбнемся и подарим друг другу хорошее настроение.

Мы спокойны, неторопливы,

Говорим всегда красиво,

Вспоминаем обязательно,

Чему учились на занятиях. Сегодня к вам в гости я пришла не одна, со мной пришел один малыш, которого вы все очень хорошо знаете. (Лунтик) А еще мы взяли с собой один предмет.

-Посмотрите, что это такое? (глобус). Глобус – это модель Земли.  А что обозначают эти разноцветные пятна на глобусе? (вода и земля). А вот на Луне совсем нет воды. Про воду говорят: «Вода-это богатство».  Как вы думаете, что обозначают эти слова? Сегодня   мы попробуем в этом разобраться и расскажем  Лунтику о  том, кому  и для чего нужна  вода, но прежде всего,  сделаем нашу необычную зарядку

Артикуляционная гимнастика под музыку

Загадки про животных

  • Слышал даже иностранец

Всех в лесу хитрее (лиса)

  • Слышала вся улица,

Как мычала(корова)

  • Зимой в берлоге видит сон

Косматый, косолапый(медведь)

  • Дочерей и сыновей

Учит хрюкать (свинья)

  • На это стоит поглядеть,

Бревно взял хоботом (слон)

  • В  теплых морях, то нырнет в глубину,

То оседлает, играя, волну,

В доброй улыбке раскроет сво рот-

вас плавниками приветствует (кит)

- Скажите ребята, как мы назовем тех, о ком отгадали загадки?  (показать на предметные картинки) одним словом? (животные) (уточнить,  где дикие и домашние). Каких животных называют хищниками,  а каких травоядными?

 Как вы думаете, нужна ли вода животным? (рассмотреть дополнительные иллюстрации). Что может случиться с животными, если не будет воды?

У каждого животного есть свои детеныши. Поиграем в игру , а Лунтик послушает вас и узнает, как называются детеныши животных.

Подвижная игра с мячом «Назови  детенышей животных».

Кому же еще нужна вода?

Загадки про птиц

  • Чик-чирик,

     Чик-чирик,

     Кто поднял веселый крик?

     Эту птицу не пугай,

     Расшумелся (воробей)  зимующие

  • Шею вытянула птица,

Ну шипеть, щипаться, злиться!

В речку кинулась с разгона-

«Га-га-га», кричит (гусь) перелетные

  • Клюв широкий, как лопатка,

Перепончатая лапка,

На воде она не тонет,

Осенью нам на прощанье будет крякать : «До свидания»!(утка) перелетные

  • Розовые яблоки с веток покатились,

В стайку красногрудых птичек превратились (снегири)  прилетные

  • Курлычет он, к нам прилетая,

Живет в болотах и лугах,

Он птица серая, большая,

На длинных тоненьких ногах  (журавль) перелетные

Уточнить, где какие птицы (прилетные, перелетные и зимующие)

А для чего вода нужна птицам? Что бы было с птицами, если бы не было воды?

Пальчиковая разминка под музыку стоя

Загадки про растения- овощи и фрукты

  • На вкус я кислый очень,

            Добавьте в чай кусочек,

           И будет чай вкусней вдвойне,

          Как я зовусь, скажите мне? (лимон)

  • Червячок меня прогрыз,

С ветки я упала вниз,

Хоть на лампочку похожа,

Целой оказалась все же (груша)

  • Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла,

Ты посоли ее немножко.

Ведь правда вкусная (картошка)

  • Летом в огороде

Длинные, зеленые,

А зимою в бочке,

Вкусные, соленые (огурцы)

  • Прежде, чем мы его съели,

Все наплакаться успели (лук)

  • Кожура оранжевого цвета,

На меня не зря надета,

Видно, чтобы вкусный сок,

Из меня пролиться бы не смог.

И на дольки тоже я делюсь не зря,

чтоб удобней было есть меня, друзья! ( апельсин)

 Как назвать растения, которые находятся слева, а справа- овощи и фрукты.

Из фруктов и овощей можно приготовить много разных полезных и вкусных угощений.

Игра  на формирование навыков словообразования « Приготовь угощение»

Давайте поиграем в игру «Вершки корешки».

-Как вы думаете, нужна ли вода человеку? Сможет ли человек прожить без воды?

В каком виде встречается нам вода в разные времена года?

Итог занятия

В начале занятия мы с вами говорили, что вода-это богатство. Давайте подумаем, почему так говорят?