Консультация для педагогов "Нетрадиционные формы развития речи дошкольников"

 

 

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль ребенок должен иметь достаточный словарный запас, представления о грамматическом значении слов, у него должны быть развиты навыки словообразования.

Уважаемые педагоги, представляю Вам нетрадиционные формы работы,

которые позволят решить вышеуказанные задачи.

 

 Инсценирование

          Тему для инсценирования педагог выбирает сам. Обычно она соответствует теме лексико-грамматического занятия. Педагог, являясь режиссером разыгрываемой сцены, сам назначает действующих лиц. Можно задействовать несколько человек, а можно и всю группу, если проводить игру по кругу. Сценки лучше разыгрывать простые, понятные.

         Например, занятие по теме «Хлеб».Педагог определяет круг профессий, которые задействованы в производстве хлеба, и выбирает детей ,играющих ту или иную роль:

1 ребенок-тракторист;

2 ребенок-комбайнер;

3 ребенок-мельник;

4 ребенок-пекарь;

5 ребенок-водитель;

6 ребенок-продавец;

7 ребенок-покупатель.

Педагог начинает рассказ, и дети по очереди продолжают описывать, как из зерна получается булка хлеба.

 «Хорошо - плохо»

            Этот метод развивает умение видеть во всем хорошие и плохие (вредные и полезные стороны). Рассмотрим какой-нибудь предмет и ли явление и постараемся дать как можно больше ответов на вопрос, чем это  хорошо и чем плохо.

               Например. Лексико-грамматическое занятие по теме «Весна»: идет дождь…

Хорошо:

-растения будут хорошо расти…

-по лужам можно пускать кораблики…

-не будет пыли, дома и улицы будут чистые…

Плохо:

-нельзя гулять на улице;

-можно промокнуть и заболеть;

(дети дают свои ответы)

 Синквейн

Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк. У синквейна много разновидностей, но в последнее время особо популярным стал так назваемый «дидактический синквейн» – его все чаще и чаще используют в школах. Как составить такой синквейн?

Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:


первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимени

вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы

четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме

пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.

Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.

 Желаю успехов в работе!