Проект для детей 5-6 лет "Мир цветов"

Методическая разработка

  Проект  «Мир цветов»

Авторский коллектив:

Прокопьева Тамара Геннадьевна

воспитатель

Назарова Марина Геннадьевна

воспитатель

Винограденко Ольга Юрьевна

воспитатель

Аннотация 

    Вашему вниманию предлагается    проект «Мир цветов»,  методическая разработка  для детей старшего дошкольного возраста.  В рамках совместной проектной деятельности детей и взрослых способствует развитию личности ребёнка в целом, воспитанию его экологического поведения в  природе, правильного отношения к ней. В реализации проекта дети учатся: сравнивать, обобщать, выполнять практические действия, проводить собственные  наблюдения – это очень эффективный прием, который позволяет надолго удержать в памяти те или иные понятия.

  Проектная деятельность дошкольников является уникальным способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию.

  Данный проект  предназначен для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Пояснительная записка

      Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления.

    Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.   

   Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

  Как известно, «самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам». Каждый дошкольник по своей натуре- маленький исследователь. В данном проекте дети сами могли делать для себя открытия, экспериментировать , наблюдать, выполнять разнообразную продуктивную деятельность.

  Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.

    Работа по решению выявленной детьми той или иной проблемы не должна ограничиваться рамками образовательного учреждения, поэтому родители должны стать полноправными участниками педагогического процесса. Педагогами на протяжении всего проекта проводилась непрерывная целенаправленная работа по привлечению родителей к реализации проекта. Домашние задания по сбору необходимой информации приучат воспитанников и их родителей к поиску источников информации, работе с ними. Родители помогали подбирать необходимый материал (книги, иллюстрации, беседовали с детьми, художественное слово и т.д.).

Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе проектной деятельности.

 Актуальность и целесообразность.

   Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности, интеллекта, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

 При реализации проекта ценностно-ориентированная деятельность поможет детям осознать многостороннее значение природы, получить практикум просветительской и природоохранной деятельности. Участники проекта получат не только новые знания, но и приобретут навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру.

   Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Знакомство с растениями  могут предоставить детям богатейший познавательный материал, а педагогу возможность для реализации нового экологического воспитания.

Проблема: «Зачем цветы на Земле?»

Цель: Дать понятие детям, что такое цветок.

Задачи:

  • Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).
  • Развивать умение сравнивать и анализировать.
  • Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
  • Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках. Пополнение и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах луговых, садовых, комнатных.
  •  Развитие экологического и художественно-эстетического воспитания детей.
  • Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.
  • Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
  • Формировать доброжелательное отношение к окружающему миру.

 

Вид проекта:   познавательно- информационный,  творческий, групповой.

    Сроки реализации проекта: 2 месяца

Участники проекта:

  • Воспитатели.
  • Дети;
  • Родители;
  • Музыкальный руководитель.

 Методы проекта:

  • наглядные: наблюдения, тактильно–мышечная наглядность;
  • словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции, проблемные вопросы.
  • технология моделирования;
  • практические; ИКТ
  • релаксация;

 Формы организации проекта:

  • Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
  • Экскурсии;
  • Дидактические игры
  • Концерт для детей и родителей

 Ресурсное обеспечение проекта.

  • Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.
  • Методический инструментарий.
  • Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, горшочки,  лупа)
  • Наглядный материал:

а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;

б) настольно-печатные игры;

в) дидактические игры по экологии;

  • альбом «легенды о цветах»;
  • оснащение природным и бросовым материалом.

 

Ожидаемый результат:

     Развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Сформированность  навыков культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Этапы проекта

Первый этап - подготовительный

 Изучение методической литературы, составление перспективного плана, создание развивающей среды, подбор игр и оборудования.

Второй этап - реализация проекта.

Использование разнообразных методов и приемов позволяет создать яркие впечатления от соприкосновения с прекрасным, пробудить творческую искру, создать ситуации «практикования в творчестве»:

- активизирующие формирование ценностных установок, позиции субъекта творческой деятельности, желание проявлять индивидуальность (рефлексия освоенного – обсуждение вопросов: «Что я нового узнал? », «Что мне больше всего понравилось, запомнилось? »,

- стимулирующие познавательное  развитие, художественно-эстетического восприятия, эстетических и творческих способностей (эстетических представлений, ассоциирования, воображения);

- инициирующие интересы и обогащающих творческое освоение приобретенного опыта детей (эвристические и исследовательские методы и приемы (проблемные вопросы, «загадки и секреты» искусства и творчества);

Третий этап

Презентация материалов проекта.

  Выставка поделок.

 

Этапы реализации проекта

Этапы

Мероприятия

Май 1-2 неделя

  • Сбор и анализ литературы по данной теме
  • Разработка плана реализации проекта
  • Разработка дидактических игр, пособий
  • Подборка иллюстративного материала.
  • Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме.
  • Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме.
  • Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям.
  • Задания родителям по подготовке поделок цветов к выставке.
  • Создание презентаций.

 

 

 

 

3-4 неделя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Июнь  

   1-2 неделя

  

 

 

  • Беседа «Цветы – краса земли», «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях»
  • Занятие «Комнатные цветы», «Красная книга России»;
  • Наблюдение за подснежником, за пробуждением земли, появлением проталин, первых ростков, первоцветов.
  • Чтение художественной, познавательной литературы.
  • Занятие по экологии «Аленький цветочек» (расширять представление детей о многообразии   растительного мира (комнатные, садовые, лесные растения) Закреплять знания об основных частях растений).  
  • Презентация «Цветы Усть- Кутского края».
  •  Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.
  • Дидактическая игра «Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты).
  • Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка– стебель, листья цветок).
  • Подвижные игры.
  • Слушание музыки:

цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.

Ю.Антонов “ Не рвите цветы”

В.Моцарт “Цветы”

П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”

Ю.Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа”

М. Протасов “Одуванчики”

Работа с родителями:

  1. Консультация «Ребенок и природа (основы безопасности детей дошкольного возраста)».
  2. Совместная работа детей и родителей по изготовлению цветов своими руками к выставке.

Художественно-творческая деятельность:

а) активное участие в мероприятиях, связанных с темой «Цветы»;

б) изготовление цветов из бумаги, пластилина;

в)рисование цветов красками, карандашами, мелками, используя разные приемы.

г) принимать участие в выставке в детском саду.

Картотека дидактических игр:

«Угадай цветок по описанию»;

«Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»;

«Собери цветок из геометрических фигур»;

«Укрась цветами ковер».

Игра- викторина (презентация)  «Цветочная Викторина»

  • День поэзии «Красивый цветок» (развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам).
  • Вечер загадок «Загадки Лесной феи».

3-4 неделя

Заключи-тельный

  • Наблюдения (пример: одуванчики распускаются с появлением солнца, если пасмурная погода, то они не распускаются;
  • Просмотр мультфильма «Цветик -семицветик»;
  • Мини презентации «Удивительные вещи из цветов»;
  • Оформление выставки поделок.

 

 Вывод:

      У детей появились: интерес к познанию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями. В ходе проекта у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки наблюдения за природой.

     Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала. Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов.